Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

Содержание
  1. Кто должен проводить специальную оценку условий труда в 2018 году
  2. Введение – что такое спецоценка условий труда?
  3. Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)
  4. По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку
  5. Периодичность проведения спецоценки
  6. Чем грозит отказ от проведения спецоценки
  7. Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя
  8. Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда
  9. Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда
  10. Спецоценка: что нужно помнить кадровику
  11. Границы ответственности кадровика
  12. Спецоценка труда и деятельность кадровика
  13. Ответственность за непроведение спецоценки
  14. Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации
  15. Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя
  16. Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя
  17. Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации
  18. Сроки специальной оценки условий труда
  19. Обязанности работодателя по проведению специальной оценки условий труда
  20. Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда
  21. Кто должен проводить специальную оценку условий труда
  22. Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации | кто проводит СОУТ
  23. Кто обязан проводить специальную оценку условий труда
  24. Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации
  25. Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в 2018 году

Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Введение – что такое спецоценка условий труда?

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет. Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

О порядке проведения спецоценки читайте в этой статье.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников.

По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях.

На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

  • Для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Для юр.лиц составляет от 60 до 80 тыс. рублей.
  • Предусмотрено так же и предупреждение.

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

Аттестация рабочих местСОУТСпециальная оценка условий труда

Источник: https://infportal.ru/kadry/kto-dolzhen-provodit-spets-otsenku-uslovij-truda.html

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

1. Что представляет собой специальная оценка условий труда и какие организации и индивидуальные предприниматели должны ее проводить.

2. Для чего работодателю проводить специальную оценку условий труда.

3. Какие законодательные и нормативные акты регламентируют проведение специальной оценки условий труда.

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года.

Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года).

Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Прежде всего давайте разберемся, что представляет собой специальная оценка условий труда.

 Согласно статьи 3 закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по выявлению вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам ее проведения рабочим местам присваиваются классы и подклассы условий труда, разрабатывается план мероприятий по улучшению условий труда.

Какие работодатели  и с какой периодичностью должны проводить специальную оценку условий труда

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст.

4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д.

Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

Специальную оценку условий труда необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Однако при наличии обстоятельств, указанных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ, должна проводиться внеплановая специальная оценка (например, при вводе новых рабочих мест, наличии предписания трудовой инспекции, в случае несчастного случая на рабочем месте и др.).

! Обратите внимание: если работодатель проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная оценка в отношении этих рабочих мест может не проводиться в течении пяти лет с даты окончания аттестации (при отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки условий труда).

Для чего работодателю нужно проводить специальную оценку условий труда

Результаты проведенной специальной оценки используются в следующих случаях:

1. В качестве обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретения средств индивидуальной и коллективной защиты работников, проведение обязательных медицинских осмотров) с целью их возмещения из ФСС.

Порядок возмещения подобных расходов за счет средств ФСС и перечень расходов, подлежащих возмещению, установлены Приказом Минтруда России от 10.12.

2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Согласно п. 3 Правил страхователь имеет право возместить за счет ФСС, например, расходы на:

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

2. Для обоснования расходов на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда (приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты работников, приобретение средств коллективной защиты, оборудование рабочих мест, например, осветительными приборами, оборудование зон отдыха и т.п.) в целях налогообложения.

3. Для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Размеры дополнительных тарифов установлены  частью 2.1 ст. 58.

3 Федерального закона от 24.07.

2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса
Опасный 4 8,0 процента
Вредный 3.4 7,0 процента
3.3 6,0 процента
3.2 4,0 процента
3.1 2,0 процента
Допустимый 2 0,0 процента
Оптимальный 1 0,0 процента.

4. Для расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

В соответствии с ней конкретный размер скидки или надбавки устанавливается по решению ФСС в пределах 40 процентов от утвержденного страхового тарифа.

При этом надбавка устанавливается по инициативе ФСС, а скидка по заявлению страхователя.

5. Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Источник: http://buh-aktiv.ru/spetsialnaya-otsenka-uslovij-truda-obyazannost-ili-vybor-rabotodatelya/

Спецоценка: что нужно помнить кадровику

Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет.

Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований.

И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.

Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ.

В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.

Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.

Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда.

Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу.

Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.

Границы ответственности кадровика

Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.

В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.

И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц.

Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные.

Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств.

В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.

В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика.

Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места.

Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.

Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.

Спецоценка труда и деятельность кадровика

После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание.

Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии.

Все это входит в обязанности кадровика.

Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.

Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену.

Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением.

На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.

Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).

Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше.

По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.

Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.

По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.

Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости.

Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.

Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.

Ответственность за непроведение спецоценки

За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.

С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:

  • для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.

Источник: https://kontur.ru/articles/2312

Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона).

Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст.

9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона).

Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

! Обратите внимание: специальной оценке подлежат также рабочие места, на которых работники заняты исключительно работой с персональным компьютером и другой офисной техникой. Ранее такие рабочие места не подлежали обязательной аттестации по условиям труда.

https://www.youtube.com/watch?v=ujzmPjs5WBc

Рекомендуем прочесть:  Производство шумных работ в многоквартирном доме

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст.

4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д.

Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

К обязанностям работодателя относится, помимо организации процедуры СОУТ и издания приказов о создании комиссии по проведению, еще и оказание содействия организации, проводящей СОУТ, обеспечение лабораторных исследований со стороны аккредитованной лаборатории, допуск экспертов и лаборантов к замерам факторов производственной среды, составление перечня рабочих мест, где будет проводиться СОУТ.

Если Вы не подготовите для эксперта результаты измерений затрат труда на работу с компьютером, выраженные в фотографиях рабочего дня или в других формах хронометража затрат рабочего времени, всем работникам насчитают необходимость проведения медосмотра по пункту 3.2.2.4 приложения 1 к приказу № 302н. А это – медосмотр для всех офисных работников, без разницы, первый у них или второй класс условий труда.

Сроки специальной оценки условий труда

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?

Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности.

Однако возникают вопросы о проведении этой процедуры в офисе, ведь вредных факторов тут вроде нет.

Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.

Обязанности работодателя по проведению специальной оценки условий труда

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями названного закона.

Также работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о ее проведении. При этом работник вправе присутствовать при проведении оценки условий труда, получать разъяснения по вопросам ее проведения и обжаловать ее результаты.

Обязана ли организация проводить специальную оценку условий труда

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест .

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.

13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения. Проводить ее необходимо всем работодателям.

На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

05 Июл 2018      toplawyer         477      

Источник: http://lawyertop.ru/oplata-i-vyplaty/kto-obyazan-obespechit-provedenie-spetsialnoj-otsenki-uslovij-truda-v-organizatsii

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации | кто проводит СОУТ

Кто обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в организации

Специальная оценка условий труда во всех организациях должна быть завершена к 31 декабря 2018 года. От её результатов зависят расходы предприятия на ближайшие пять лет. Кто должен проводить СОУТ и как правильно это сделать – расскажем в статье.

Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

Процедура СОУТ регламентируется Законом РФ № 426-ФЗ и является обязательным мероприятием по обследованию фактических условий труда для каждого работодателя, независимо от форм собственности и видов экономической деятельности. Исключение составляют рабочие места муниципальных и государственных служащих, но остальной обслуживающий их нужды персонал также подлежит спецоценке. Таким образом, СОУТ должен провести каждый работодатель в РФ.

Специальная оценка на рабочих местах проводится работодателем с периодичностью 1 раз в 5 лет. Целью этого мероприятия для государства в целом является снижение компенсационной нагрузки из средств бюджета и сокращение числа льготных пенсионеров по спискам № 1 и № 2.

 Для назначения страховой пенсии должно быть правовое обоснование, согласно статье 30 Закона РФ № 400-ФЗ, и этим обоснованием является специальная оценка условий труда.

Поэтому работодатель обязан доказать необходимость или отсутствие необходимости в уплате дополнительного тарифа по взносам в Пенсионный Фонд России.

В обязанности работодателя входит обоснованное декларирование рабочих мест. Декларированные рабочие места являются признаком того, что десять лет можно не возвращаться к вопросу оценки условий труда работников.

Декларирование – новая процедура. Митрудом ведется государственный реестр деклараций о соответствии рабочих мест требования законодательства.

 Данные о количестве рабочих мест, соответствующих требованиям безопасности, передаются в органы статистики для формирования бюджета на содержание инспекций, для планирования риск-ориентированных проверок по охране труда.

Организация обязана проинформировать ФСС и Рострудинспекцию о результатах проведенной СОУТ, а также разместить открытую информацию согласно ведомости рабочих мест на своем корпоративном сайте.

К обязанностям работодателя также относится составление перечня рабочих мест, оказание содействия организации, проводящей СОУТ, обеспечение лабораторных исследований в аккредитованной лаборатории, допуск экспертов и лаборантов к замерам факторов производственной среды.

Прежде всего необходимо составить и обостновать перечень аналогичных рабочих мест. Это не только серьезно удешевляет спецоценку, но и структурирует мероприятия по улучшению условий труда. Обязательным условием для аналогичности рабочих мест является идентичность оборудования.

При этом в учет берутся только те показатели, которые отвечают за безопасность эксплуатации.

К примеру, при оценке условий работы водителей для отнесения рабочих мест к аналогичным должны совпадать не только марка ТС, модификация, навесное оборудование, вид эксплуатируемого топлива, вид кондиционирования и вид системы выпуска газов, объем двигателя и все остальные ТТХ, кроме госномера, но и модельный год, а также год выпуска ТС.

Если инспектор Рострудинспекции придет к выводу о безосновательности отнесения рабочих мест к аналогичным, придется проводить на них внеплановую СОУТ. Если декларация будет составлена вразрез с требованиями 326-ФЗ, то также придется проводить СОУТ заново.

По завершении СОУТ работодатель должен провести:

  • ознакомление работников с результатами проведенной оценки;
  • опубликование результатов на корпоративном портале компании;
  • направление декларации в государственный реестр или в ГИТ по месту нахождения организации.

Еще одной немаловажной обязанностью работодателя является назначение гарантий и компенсаций работающим во вредных условиях труда.

Кто проводит спецоценку условий труда рабочих мест в организации

Обязанности по организации проведения специальной оценки возлагаются на комиссию, назначенную приказом руководителя. Комиссия создается до заключения договора с экспертной организацией и должна определить, кто проводит специальную оценку условий труда в организации. Делается это в целях обеспечения независимости выбора экспертной организации.

Читайте подробнее, как правильно выбрать в реестре Минтруда организацию для проведения СОУТ и заключить договор>>>

В состав комиссии должны быть включены специалисты по охране труда, сотрудники отдела кадров, главные специалисты предприятия – технологи, инженеры, юристы, экономисты, инженеры по нормированию труда.

 Члены комиссии должны владеть всей информацией по производственным и технологическим процессам, по эффективности применяемого инструмента и средств индивидуальной и коллективной защиты, знать принципы проведения замеров факторов производственной среды.

 Оптимально, чтобы члены прошли предварительное обучение по проведению СОУТ в учебном центре.

Стоимость такого обучения не высока, но знания, полученные во время этого краткосрочного курса, окупятся правильным подбором организации, проводящей СОУТ, и экспертов.

В ходе курсов члены комиссии обновят свои знания по классификации условий труда, по признакам отнесения рабочих мест к аналогичным, что не позволит экспертной организации злоупотреблять своими полномочиями и неоправданно завышать стоимость оценки на одно рабочее место.

Ответственными за проведение СОУТ в организации является специалист по охране труда (при наличии службы ОТ – ее руководитель), а также председатель и члены комиссии.

 Проведение спецоценки является совместной задачей службы управления персоналом и службы ОТ, поэтому работать им придется плотно. Формирование базы для проведения СОУТ проводится на основе штатного расписания.

 Служба охраны труда должна оказывать методическую поддержку комиссии в составлении перечня рабочих мест, подлежащих оценке, исключив из этого списка вакантные рабочие места, дистанционные и надомные должности.

Полезным будет провести собрание трудового коллектива, на котором следует разъяснить, для чего проводится спецоценка, какую пользу она несет, какой вред может быть нанесен организации, если эксперт будет пользоваться недостоверными данными, в том числе – от работников.

Если эксперт будет инициировать замеры рабочего времени, нужно показать трудовой процесс так, как он происходит на самом деле, без перегибов в ту или иную сторону. Для этого необходимо, чтобы еще до начала спецоценки был проведен анализ затрат времени на выполнение технологических операций по потенциальным вредным и опасным рабочим местам.

Специалист по ОТ всегда должен знать, где находятся наиболее опасные участки работы. Поэтому еще до того, как эксперт придет предприятие, нужно провести анализ трудозатрат в виде хронометража рабочего времени за семь смен по следующим профессиям:

  • газорезчик;
  • электрогазосварщик;
  • машинист экскаватора;
  • грузчик;
  • водитель погрузчика;
  • электромеханик, электрик;
  • кладовщик;
  • оператор 1С;
  • фрезеровщик, токарь;
  • стропальщик;
  • кабельщик-спайщик.

Для специалиста по охране труда важно построить конструктивный диалог с экспертом СОУТ. Эксперт – это, прежде всего, практик, который может оказать неоценимую помощь. Он может предоставить, например, не только перечень оснований для медосмотра в карте СОУТ, но и сформировать файл с указанием пунктов из приказа №302н почти по каждому рабочему месту. 

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Эксперт отвечает за качество своей работы. При этом по всем вопросам, на которые не были даны ответы эксперту, будет выставляться максимальный балл по вредности УТ. Это нужно помнить. Если появляются основания для разногласий – разрешать все вопросы следует в ходе проведения государственной экспертизы УТ.

Пошаговый алгоритм подготовки к проведению спецоценки

1. Составьте предварительный календарный план проведения СОУТ.

В первую очередь следует оценить рабочие места имеющих право на досрочную пенсию, числящихся в списке 1 и 2 лиц, указанных в 1 и 2 части пункта 1 статьи 30 Закона РФ № 400-ФЗ, кроме того, те, на которых предполагается назначение льгот за работу по 3 и 4 классу условий труда и на которых в ходе прошлой АРМ был установлен вредный или опасный класс УТ.

2. Подготовьте всю технико-технологическую документацию на все машины и оборудование, на котором трудятся работники.

3. Сделайте копии должностных инструкций работников, графики их сменности, подготовьте для эксперта доступ к рабочим местам. Если эксперт не сможет попасть на рабочее место, он может установить опасный класс условий труда.

4. Проведите хронометраж рабочего времени. Об этом мы писали выше.

5. Обязательно подготовьте оборудование и машины к работе эксперта – например, организуйте мытье лобовых и боковых оконных стекол у экскаватора, поскольку будет проводиться анализ световой среды.

6. Проведите вовремя техническое обслуживание агрегатов, чтобы повышенный шум, стуки под капотом или копоть от подтеков моторного масла не портили микроклимат на рабочем месте водителей, механиков, и т.п.

7. Отрегулируйте всю контрольно-измерительную аппаратуру.

8. Проведите генеральную уборку в помещениях, не забудьте приобрести и постелить виброгасящие покрытия на полу, демпфирующие стеновые панели в цехах.

9. Все затраты на улучшение условий труда учтите при планировании предупредительных мер по ОТ для дальнейшего возмещения через ФСС.

Если эксперт установит класс 2 там, где раньше был класс 3.1 и выше, и при этом работодатель не провел мероприятия по охране труда, работник имеет право обратиться в ГИТ или в суд с иском о необоснованной отмене льгот и гарантий, так как фактические условия его труда остались неизменными.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103425-qqq-17-m10-kto-doljen-provodit-spetsialnuyu-otsenku-usloviy-truda-v-organizatsii

Юрист МСК
Добавить комментарий